Маркировка

Маркировка органических продуктов
Узнать органический продукт можно по специальной маркировке — системе знаков и символов. Эта система использоваться в странах, где понятие «органика» законодательно урегулировано.  Такая маркировка помогает не только распознать органическую продукцию, но служит гарантией качества. Органические знаки и символов в таких странах контролируются государством.

Использования «органический» , «эко», «био» и любых других понятий, которые вызывают у потребителя ассоциацию с «органикой», отдельно или в словосочетаниях можно только, если данный продукт отвечает требованиям органического законодательства и его производство сертифицировано как органическое. При этом, контролируют использование таких понятий  и в названиях торговых марок.

Украинским потребителям отличить настоящую органику можно по общепринятым в Европе и мире знакам.

Ситуация в Украине с потребительским выбором  усложнена отсутствием регулирования названий торговых марок.   На полках магазинов есть достаточно  био-кефиров, натуральных соков, эко продуктов  украинского производства, но органическим требованиям, принятым во всем мире, они в основном не отвечают.

Покупая органические продукты,  следует обращать внимание на наличие таких знаков и логотипов:

EU organic logo Данный знак принят в странах ЕС с 1 июля 2010 года. В 1991 г . вступила в силу европейская система регулирования в сфере органического сельского хозяйства EU Regulation 2092/91. С 1 января 2009 г. вышла  её следующая версия EC 834/2007.

Под  знаком, на этикетке должны указываться: код контролирующей инстанции и место выращивания сельскохозяйственного сырья из которого произведена данная продукция, название сертификационного органа. Код органа контроля должен состоять из:  агронима (код страны в соответствии с   международным стандартом двухзначных кодов стран ISO 3166), понятия «органическое производство» и  шифра (присваивается уполномочены органом власти).

Именно такой органический логотип ЕС можно встретить на продукции, произведенной в Украине и соответствующей европейским стандартам органического производства.

Нарушение в использовании такого знака влечет за собой ответственность за нарушение не только национального законодательства, регламентирующего органическое производство, но и за нарушение прав интеллектуальной собственности.

Более подробно об органическом логотипе ЕС можно прочитать на сайте  Евро-Комиссии.

Кроме европейской системы сертификации органических продуктов, самые распространенные американская и японская.

Национальная органическая программа США (NOP) сертифицирует и контролирует органических производителей. Требования к маркировке от NOP распространяются на сырые, свежие  и переработанные продукты, содержащих органические сельскохозяйственные ингредиенты.

В 2000 г. в Японии JAS внедрил стандарты для органического растениеводства и растительной продукции.

Только в ноябре 2005 г вступили в силу японские органические стандарты для продуктов животноводства и переработанных продуктов животного происхождения.

demeter biodynamic logoЗнак Demeter указывает на производство по правилам биодинамического органического производства.
Биодинамические продукты питания — это более, чем просто еда. Биодинамика —  это холистическая  философия, основанная на идеи единства всего живого. В Европе подобные идеи были обобщены Рудольфом Штайнером под единой философией антропософии. В то же время, те же идеи вселенского единства выразил Владимир Иванович Вернадский в своем главном труде «Биосфера».

На органических продуктах из ЕС может стоять национальный знак. Например, в 2001 году Федеральное министерство по защите прав потребителей   продовольствия и сельского хозяйства Германии представило национальную маркировку — Bio-Siegel (Экологическая печать), которая обозначает продукты предприятий, придерживающихся требований постановления ЕС.

Другие национальные  органические логотипы стран Европы можно изучить здесь.